Создание стенда
"Природное наследие Тюльганского района".
1.Введение.
Нельзя защитить то, чего не любишь,
Нельзя любить то, чего не знаешь.
Актуальность проекта.
В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года от 29. 12.04 Распоряжения правительства РФ, одним из приоритетов является создание условий для повышения качества общего образования.
Основываясь на новой гуманистической парадигме, учитель должен создать благоприятную образовательную среду для развития личности, личность ребенка и личность педагога должны стать активными субъектами познания, учитель должен способствовать становлению экологического сознания, ответственному отношению к окружающей среде, формированию экологической этики.
Перед учителями естественного цикла стоит задача формирования нового типа сознания в результате процесса экологического образования и воспитания.
Экологическое образование =(экологическая культура + глобальное мышление/локальное действие) х педагогическую технологию.
Одним из принципов экологического образования является краеведческий подход.
Через понимание ценности красоты родного края, где "все так дорого, близко и знакомо с детства", можно придти к пониманию и решению экологических проблем, что будет способствовать формированию экологического мировоззрения и активной гражданской позиции.
К сожалению, в последнее десятилетие природно-историческому наследию в нашей стране, области, районе уделялось недостаточное внимание. В связи с этим памятники природы потеряли свой облик и медленно умирают, лишенные надлежащего ухода. Памятники природы Тюльганского района имеют статус областного и районного значения, 90% из них находятся в запущенном состоянии. Общественность и местные власти не заинтересованы в изучении и сохранении природных объектов, т.к. памятники природы не приносят реальных доходов, а являются культурно- исторической ценностью.
Только могучая "жизненная сила" может разбудить нашу власть и общество и привлечь их внимание к проблемам сохранения природного наследия Тюльганского района. Этой "жизненной силой" может стать молодое поколение с активной гражданской позицией.
К сожалению, уровень экологической культуры подрастающего поколения требует желать лучшего. Низкий уровень экологической культуры общества вызывает необходимость ее формирования в период становления личности.
"Чтобы обеспечить этическое отношение к природному наследию, мы должны его видеть, понимать, чувствовать и любить", считает А.А. Чибилев.
В Тюльганском районе официально зарегистрировано 27 памятников природы, 9 из них имеют статус областного значения. Большую работу по изучению природного наследия проводит районный эколого-биологический клуб "Наш дом", экологические группы школ района. Благодаря кропотливой работе, которую ребята со своими руководителями с энтузиазмом ведут уже несколько лет, ими разработана программа по изучению и сохранению природных объектов; написаны несколько исследовательских работ; накоплен богатый фотоматериал. Разработан проект альбома "Природное наследие Тюльганского района", который одобрен и утвержден районной администрацией; предложен выпуск календарей с фотографиями памятников природы.
Результаты анкетирования проведенного экологическим клубом "Мыслители" ТСОШ №1 показали, что большинство учащихся школы с трудом могут назвать 1-2 природных объекта из 27, ребята не знают о работе проводимой районным и школьным экологическими клубами по изучению памятников природы.
Следует отметить, что небольшой материал о памятниках природы Тюльганского района содержится в книгах А.А.Чибилева "Природное наследие Оренбургской области", "Зеленая книга Оренбургской области". Дети без особого интереса знакомятся с этой литературой т.к. материал о Тюльганском районе представлен кратко, отсутствуют или очень мало фотоиллюстраций с природными объектами нашего района.
На заседании МО учителей естественного цикла ТСОШ №1 был рассмотрен вопрос: Почему, учащиеся так мало знают о природе родного края, несмотря на работу экологического клуба "Мыслители" и туристического клуба "Искатели" по изучению памятников природы? Учителя отметили отсутствие финансовых средств необходимых для того, чтобы:
1) размножить работу, оформленную экологическим и туристическим клубами;
2) выпустить разработанные ими памятки, буклеты, календари, альбом "Природное наследие Тюльганского района";
3) организовать поездки по памятникам природы; съемку видеофильмов. Учителя отметили недостаточное количество литературы о природном наследии области в читальных залах районной и школьной библиотек. На МО учителей естественного цикла была поставлена задача: познакомить учащихся школы с природным наследием своего района.
Из рассмотренной актуальности возникло противоречие - экологическим клубом собран богатый материал о памятниках природы Тюльганского района, но о нем знает лишь учащиеся, которые занимаются исследовательской работой по изучению памятников природы.
Экологический клуб "Мыслители" ТСОШ №1 выступил с идеей создания стенда по материалам Природного наследия Тюльганского района...